Alexsum
Новичок
Не так уж сложно это найти. Но лучше, чтобы тут тоже было.
Вот, что нашел.
История фейерверка берет своё начало гораздо раньше, чем изобретение пороха. Кто-то, возможно в Китае, бросил немного зеленого бамбука в костер, когда рядом закончился хворост. Прутья шипели, чадили и, наконец, через некоторое время неожиданно взорвались, так как резко расширились пустоты стебля, заполненные соком растения и воздухом. Странный, громкий звук испугал человека, и он посчитал, что он может испугать и злых духов. После этого происшествия китайцы многие тысячи лет бросали зеленый бамбук на костры во время различных религиозных церемоний, и особенно при встрече Нового года. По данным китайского историка химии профессора Ли Чаопинга, самым первым шагом к современным пиротехническим смесям были огненные трещотки, отпугивающие злых духов. Пучок тонких бамбуковых щепок горит с треском. Звук можно усилить, если щепки предварительно пропитать раствором поваренной (морской) соли. А если морскую соль заменить земляной, собранной, например, вблизи мест захоронений в сухих пустынях, то треск становится еще сильнее – разумеется, такая трещотка сильнее воздействует на духов.
Порох же стал побочным продуктом поисков эликсира бессмертия, которые вели даосские монахи. В IX веке они получили черный порошок, ныне известный как дымный порох. Формула этого вещества – основа всех фейерверков, состоит из смеси калиевой селитры, древесного угля и серы – не изменилась и по сей день. И этот факт доказывает то, что изобретение древних китайцев относилось к разряду поистине гениальных, как, к примеру, стоящие в том же ряду бумага, чай, мороженое, зонт, шелк, компас, спички, бумажные деньги, туалетная бумага…
Обычно китайские хлопушки заполнялись порохом и сырой глиной. До IX века вместо хлопушекупотреблялись тонкие бамбуковые стволы. Они горят с шипением, и как только огонь достигает коленца, происходит небольшой взрыв. Следующим этапом было заполнение бамбука взрывчатым веществом, которое легко может быть сделано, если под рукой есть источник нитрата. Китайские крестьяне процеживали содержащую нитрат воду и смешивали сухой остаток с обычным пеплом, изготавливая таким образом вид пороха, необходимый для устройства фейерверка.
Лишь в XII веке в Китае попытались использовать дымный порох в военных целях. В 1132 году была изобретена пищаль с бамбуковым стволом. Век спустя китайцы, осажденные монголами в Кайфыне, защищались посредством пушек, стрелявших каменными ядрами и разрывными бомбами. Но эти пушки были слишком громоздки, тяжелы, неточны и небезопасны в применении, а поэтому новый вид оружия не получил в Китае дальнейшего развития, и использование порохабыло направлено исключительно на производство новогодних хлопушек.
Уже к ХIII веку искусство создания фейерверков стало весьма изощренным: китайскимпиротехникам удавалось добиться различных форм и оттенков “небесного огня”, что повергало в неописуемый восторг заезжих купцов, которые в XIV веке завезли образцы фейерверков в Европу. Есть свидетельства, что первым европейцем, кто украл у китайцев, несмотря на строжайшие меры безопасности, секреты производства фейерверков, был Марко Поло, которого по праву можно считать самым известным шпионом той поры.
Лучшими мастерами по устройству фейерверков в XIV – XV веках по праву считались итальянцы. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и очень широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем. Роскошные, дорогостоящиефейерверки, устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников…
Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства. В это время при проведений фейерверков стали применяться различные дополнительные средства: скульптура, архитектурные сооружения. Строились специальные помосты для размещения фейерверочных фигур. Такие помосты назывались фейерверочнымтеатром. Существенно расширился и арсенал фейерверочных изделий.
Вот, что нашел.
История фейерверка берет своё начало гораздо раньше, чем изобретение пороха. Кто-то, возможно в Китае, бросил немного зеленого бамбука в костер, когда рядом закончился хворост. Прутья шипели, чадили и, наконец, через некоторое время неожиданно взорвались, так как резко расширились пустоты стебля, заполненные соком растения и воздухом. Странный, громкий звук испугал человека, и он посчитал, что он может испугать и злых духов. После этого происшествия китайцы многие тысячи лет бросали зеленый бамбук на костры во время различных религиозных церемоний, и особенно при встрече Нового года. По данным китайского историка химии профессора Ли Чаопинга, самым первым шагом к современным пиротехническим смесям были огненные трещотки, отпугивающие злых духов. Пучок тонких бамбуковых щепок горит с треском. Звук можно усилить, если щепки предварительно пропитать раствором поваренной (морской) соли. А если морскую соль заменить земляной, собранной, например, вблизи мест захоронений в сухих пустынях, то треск становится еще сильнее – разумеется, такая трещотка сильнее воздействует на духов.
Порох же стал побочным продуктом поисков эликсира бессмертия, которые вели даосские монахи. В IX веке они получили черный порошок, ныне известный как дымный порох. Формула этого вещества – основа всех фейерверков, состоит из смеси калиевой селитры, древесного угля и серы – не изменилась и по сей день. И этот факт доказывает то, что изобретение древних китайцев относилось к разряду поистине гениальных, как, к примеру, стоящие в том же ряду бумага, чай, мороженое, зонт, шелк, компас, спички, бумажные деньги, туалетная бумага…
Обычно китайские хлопушки заполнялись порохом и сырой глиной. До IX века вместо хлопушекупотреблялись тонкие бамбуковые стволы. Они горят с шипением, и как только огонь достигает коленца, происходит небольшой взрыв. Следующим этапом было заполнение бамбука взрывчатым веществом, которое легко может быть сделано, если под рукой есть источник нитрата. Китайские крестьяне процеживали содержащую нитрат воду и смешивали сухой остаток с обычным пеплом, изготавливая таким образом вид пороха, необходимый для устройства фейерверка.
Лишь в XII веке в Китае попытались использовать дымный порох в военных целях. В 1132 году была изобретена пищаль с бамбуковым стволом. Век спустя китайцы, осажденные монголами в Кайфыне, защищались посредством пушек, стрелявших каменными ядрами и разрывными бомбами. Но эти пушки были слишком громоздки, тяжелы, неточны и небезопасны в применении, а поэтому новый вид оружия не получил в Китае дальнейшего развития, и использование порохабыло направлено исключительно на производство новогодних хлопушек.
Уже к ХIII веку искусство создания фейерверков стало весьма изощренным: китайскимпиротехникам удавалось добиться различных форм и оттенков “небесного огня”, что повергало в неописуемый восторг заезжих купцов, которые в XIV веке завезли образцы фейерверков в Европу. Есть свидетельства, что первым европейцем, кто украл у китайцев, несмотря на строжайшие меры безопасности, секреты производства фейерверков, был Марко Поло, которого по праву можно считать самым известным шпионом той поры.
Лучшими мастерами по устройству фейерверков в XIV – XV веках по праву считались итальянцы. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и очень широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем. Роскошные, дорогостоящиефейерверки, устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников…
Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства. В это время при проведений фейерверков стали применяться различные дополнительные средства: скульптура, архитектурные сооружения. Строились специальные помосты для размещения фейерверочных фигур. Такие помосты назывались фейерверочнымтеатром. Существенно расширился и арсенал фейерверочных изделий.